Площадь трех вокзалов (Комсомольская площадь) в Москве

В любом городе вокзал — знаковое место, с которого начинается знакомство с городом для прибывших в него впервые. В крупных городах, как правило, вокзалов несколько. Поэтому, не удивительно, что в российской столице их аж девять. Привокзальные территории, как правило, ассоциируются с суетой и повышенной криминалистической обстановкой. А в Москве есть место, где рядом расположены сразу 3 вокзала. В народе его так и называют — площадь Трех Вокзалов. Представляете, как оно гудит в любое время года и суток! Многие не любят это место, где терять бдительность нельзя ни на секунду. Но с исторической точки зрения оно очень интересно, богато на события и легенды. И название у него есть официальное — Комсомольская площадь.

Все фотографии в статье кликабельны. Нажмите, чтобы увидеть полный размер.

Давайте абстрагируемся от вокзального негатива и прогуляемся по Комсомольской площади, как по историческому объекту столицы. Здесь много интересного. Но начать знакомство, пожалуй, стоит с глубокой древности. Существует старинное предание, которое повествует, что в XIV веке на этом месте стоял мужской монастырь. Однажды ночью, во время разгулявшейся непогоды с проливным дождем и сильнейшим холодным ветром, в его ворота постучал странник и попросил пустить переночевать, чтобы укрыться от ненастья. По непонятной причине монахи ему отказали. Обидевшись, странник проклял святую обитель, пожелав в сердцах, чтобы она провалилась под землю. В то же мгновение стены затряслись и строение разрушилось. Так это место обрело дурную славу. Мало того, что оно считалось проклятым, так было еще и сильно заболочено. А спустя какое-то время люди стали замечать старого человека в лохмотьях и с палкой, который приближается к зданию теперешнего Казанского вокзала, осеняет себя крестным знамением и молится, опустившись на колени, а затем таинственно исчезает. Поговаривают, что это и есть тот самый странник, которого монахи не пустили на ночлег. Что он раскаялся в своем проклятии и пытается его замолить.

К середине XIX века болота на этом месте осушили и по указу Николая I возвели вокзал, соединивший Москву и Петербург, который его же именем и назвали — Николаевский. Сейчас он называется Ленинградским. А значительно позже на площади установили бронзовый памятник создателям Российских железных дорог, который представляет собой скульптурную группу.

Венчает ее бюст императора Николая I. Также, в скульптурный ансамбль входят шесть фигур, каждая из которых — это памятник известной исторической личности, причастной к открытию железнодорожного сообщения в России:

* Михаил Иванович Хилков. С 1895 г по 1905 г — министр путей сообщения Российской империи. Во время его деятельности на этом посту железные дороги России увеличились по протяженности с 35-ти тыс. км до 60-ти тыс. км и удвоился грузооборот. Во время революции 1905 года железнодорожники часто устраивали забастовки. Не сумев с ними справиться, в том же году Хилков ушел в отставку.

* Отец и сын Черепановы (Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович). Промышленные инженеры и русские изобретатели, долгое время трудившиеся как крепостные у знаменитых владельцев заводов Демидовых. Благодаря им были значительно улучшены механизмы, использовавшиеся при добыче меди, золота, железа, а также в металлургии. Первый российский паровоз был построен по их чертежам в 1833 г — 1834 г. В следующем году — еще один, гораздо мощнее. Более 20-ти паровых машин разной мощности — это тоже творения их рук. За свою деятельность и огромный вклад в разные важные отрасли Черепановым была дарована Вольная грамота.

* Франц Антон Фон-Герстнер. Чешский и австрийский инженер, принимавший непосредственное участие в строительстве первых железных дорог Чехии, Австрии, России. В Россию прибыл по приглашению Российского Горного Ведомства в августе 1834 г. Главной его миссией было инспектирование горных заводов. Но, помимо этого, у инженера возникла мысль, что строительство железных дорого в России вполне возможно. И собрав за 3 месяца все необходимые сведения, Фон-Герстнер в 1835 году представил свои соображения Николаю I. Проанализировав идеи опытного инженера, император обнародовал указ о сооружении Царскосельской железной дороги, датированный 15 апреля 1836 г.

* Сергей Юльевич Витте. К железным дорогам России имеет отношение, как министр путей сообщения с февраля по август 1892 г. Тем не менее, за такой короткий срок ему удалось провести реформу железнодорожных тарифов и ликвидировать скопление неперевезенных грузов.

* Павел Петрович Мельников. Первый министр путей сообщения России — с 1866 г по 1869 г). Соавтор проекта железной дороги между Москвой и Петербургом. Сумел убедить императора о необходимости ее строительства. Помимо железнодорожного планирования и строительства, на научном уровне принимал участие в вагоностроении.

На гранитном массивном постаменте, на котором установлена скульптурная композиция, прикреплены два барельефа из бронзы. На одном поясняется, кому посвящен памятник.

На втором — с кого и когда началось строительство первой железной дороги на данном направлении.

3

За скульптурной композицией, в арочной рекреации видны массивные деревянные двери. Это картинная галерея Дмитрия Белюкина — советского и российского живописца, Народного художника РФ, академика РАХ, лауреата Премии Ленинского комсомола, с 1988 года члена Союза Художников СССР, мастера-пейзажиста. Это арт-пространство находится в Царской башне Казанского вокзала. Представлены не только картины Белюкина, но и часто проводятся выставки, на которых можно увидеть полотна других известных и молодых художников. Если будет возможность, советую посетить. У меня сложилось неоднозначное отношение к работам Белюкина. Такая разная техника письма… Впрочем, это уже отдельная тема.

Коль я упомянула выше Казанский вокзал в Москве, о нем и продолжу.

Он занимает южную часть Комсомольской площади. Знаменит тем, что с него начинается единственная в России дорога с левосторонним движением, которая проходит по участкам трасс Люберцы1-Коренево и Москва-Рязань1.

5

До 1894 года назывался Рязанским. В настоящее время это уже целый архитектурный ансамбль. Самое первое здание, открытое в 1862 году, было деревянным. К нему примыкала деревянная же каланча. Видать, она была настолько заметна, что площадь тогда назвали Каланчевской. В этом же году начал функционировать маршрут Москва — Коломна. С его запуском явно поторопились, потому что недоделки были существенные. Так, мужчинам, чтобы сойти, приходилось выпрыгивать из вагонов, а дам и вовсе выносили на руках.:)

С того времени от первоначального вида почти ничего не сохранилось. Пожалуй, только веерное депо — одноэтажное здание в итальянском стиле. Архитектурный комплекс возводился постепенно, в разные годы. Поэтому, в облике Казанского вокзала явно выделяются несколько стилей. Вот так нарядно, оправдывая свое название, выглядит Царская башня Казанского вокзала. Тем, кто был в Казани, она ничего не напоминает? Правильно — дозорную «падающую» башню Сююмбике. И шпиль увенчан фигурой дракона Зиланта, который изображался на древнем гербе Казани.

Кто является архитектором Казанского вокзала, запечатлено на памятной табличке в витиеватой рамке из лепнины, на одном из зданий.

А у одного из входов установлен бюст этой личности. Это Алексей Викторович Щусев (кстати, по его же проекту возведен Мавзолей В. И. Ленина)

Благодаря его проекту, Казанский вокзал отображает в своих стилях разнообразие декоративного богатства древнерусского зодчества. «Хоромная» композиция — так сам автор назвал свою задумку. В результате ее воплощения, которое длилось с 1913 по 1940 годы, было воздвигнуто живописное здание-сказка,

удивительно красивое с любой стороны, с какой ни взгляни.

Современная жизнь внесла свои коррективы. Многочисленные заведения питания поселились в самых разных местах вокзала. Даже там, где они кажутся совершенно неуместными.

Вход на станцию метро Казанская и расположившиеся по обе стороны от него салоны Евросеть и МТС смотрятся как-то более гармонично в этом архитектурном стиле.

Часы на Казанском вокзале кажутся современными. Но им уже больше девяноста лет! На здании нового вокзала по проекту Щусева им отводилось особое место. Их дизайн архитектор разработал лично, заранее решив, что они непременно должны быть с боем. И даже заказал заранее колокол (на фото ниже — он венчает башню). Знаки Зодиака тоже были нарисованы им собственноручно. Голубой цвет циферблата был выбран, по аналогии с небом, по которому движется астрологический хоровод. Накладные бронзовые знаки были изготовлены в Петербурге. Но события 1917 года не дали архитектору завершить задуманное. Ожили часы уже при другой власти, в 1923-ем году. Осенью 1941-го разрыв фугасной бомбы сбросил колокол с башни. На место его вернули лишь 30 лет спустя. А еще через три десятилетия, по решению руководства вокзала, колокольный бой был отключен. Мол, из-за уличного шума звон колокола никто не слышит. До 1996-го года о часах и вовсе забыли. Лишь механики раз в неделю поднимались на башню, смазывали старенькие шестеренки машинным маслом и подводили стрелки. На этом и все. А в 1996-ом, когда началась активная реконструкция вокзала, на башенные часы вновь обратили внимание. Провели балансировку стрелок, а знаки Зодиака покрасили краской. Поскольку огромный циферблат снять было невозможно, все работы проводили на высоте альпинисты. По словам сотрудников вокзала разных лет, на их памяти часы Знаки Зодиака на Казанском вокзале подвергались починке всего пару раз. И то, проблемы были мизерные — подвести стрелки. Механизм до сих пор исправно работает, а погрешность составляет плюс/минус 2 минуты в неделю.

По сравнению с нарядным убранством Казанского вокзала, Ленинградский вокзал на Комсомольской площади выглядит ооочень скромно. Ну, или, строго. Именно с него начала формироваться площадь Трех Вокзалов в Москве. Ведь императорский указ был о строительстве железной дороги между Москвой и Петербургом. Причем, проекты вокзальных зданий для двух столиц подготавливал один и тот же архитектор — Константин Андреевич Тон. Большой Кремлевский Дворец и Храм Христа Спасителя в Москве, Екатерининская церковь в Санкт-Петербурге — тоже спроектированы им.

Для этого вокзала в Москве сначала выбирали между двумя местами — Трубной площадью и местом у Тверской заставы. Однако, из-за большой вероятности пожаров от искр и огня, которые вырывались из паровозных топок, оба варианта были исключены. Решено было использовать свободное место на Каланчевском поле. В 1849 году строительство вокзала было завершено. Его длина составляла около 53 м, а ширина — около 26 м.

Композиционное построение и монотонная симметрия в стиле позднего классицизма лишь немного оживлялись декоративными элементами древнерусского зодчества. Центральную часть двухэтажного здания выделяла часовая башенка. В наши дни архитектурное решение Тона полностью сохранено, несмотря на неоднократную реконструкцию вокзала. Так, в 1934 году она заключалась в расширении билетных касс, появлении справочного бюро, почты, телеграфа, сберкассы, комнаты для транзитных пассажиров. Там, где раньше были царские покои была оборудована комната матери и ребенка. Во время следующей двухлетней реконструкции, в 1948 — 1950 годах, были заново отделаны интерьеры и обновлены внутренние помещения вокзала. А масштабная реконструкция во второй половине семидесятых годов XX века, в прежнем виде оставила лишь ту часть здания, фасад которой выходит на Комсомольскую площадь. Слева было пристроено трехэтажное крыло, в котором разместились зал для транзитных пассажиров, медпункт, гостиница и прочие сервисные службы. Также, были открыты 2 кассовых зала — нижний и верхний. Вместо дебаркадера появился главный зал. А для соединения со станциями метро были построены подземные переходы.

Внешний вид Ленинградского вокзала упрощается не только на фоне Казанского вокзала, но и близким соседством с вокзалом Ярославским, который по пышности и разнообразию убранства хоть и уступает последнему, но тоже выделяется интересными архитектурными решениями.

Интересно, что возле здания вокзала установлен бюст только Федору Осиповичу Шехтелю.

На памятном барельефе которого он представлен, как архитектор Ярославского вокзала.

Хотя до него в строительстве принимало участие немало других опытных и талантливых специалистов. Началось все с Федора Васильевича Чижова, профессора математики МГУ, которому принадлежала собственно идея проложить стальную магистраль до Ярославля. Он же нашел московских купцов, согласившихся вложиться в строительство. Самым щедрым среди них был Иван Федорович Мамонтов (отец Саввы Мамонтова). Сначала, для строительства здания, из Петербурга был приглашен архитектор Кузьмин Роман Иванович. В виду небольшого проекта, здание было возведено за 2 года (1860 г — 1862 г). С момента открытия и до 1870-го года вокзал назывался Троицким. В это время Ярославская железная дорога заканчивалась около Сергиева Посада. В 1900-ом у здания появилась пристройка и был надстроена часть второго этажа. Но при увеличившемся пассажиропотоке такого расширения все равно оказалось недостаточно. Вот тогда-то и было поручено Федору Осиповичу Шехтелю разработать новый проект. Архитектор был известен, как яркий представитель модерна. При строительстве нового вокзала, втрое больше прежнего, он использовал новые для того времени строительные материалы: облицовочные плитки, металлоконструкции, железобетонные блоки. Строительство длилось с 1904-го по 1907-ой годы.

Первая реконструкция была осуществлена в 1965 — 1966 гг. Со стороны перронов появилась пристройка с полностью стеклянной стеной и был обновлен внутренний интерьер. Вторая реконструкция, более масштабная, завершилась в 1995 году. Значительно расширилась площадь для пассажиров и введены новые правила по улучшению обслуживания пассажиров.

Несколько интересных фактов о Ярославском вокзале. Отсюда начинается железнодорожная магистраль Москва-Владивосток — самая длинная в мире (9302 км). С этого вокзала отправлялся на Сахалин А. П. Чехов.

Если долго смотреть на здание вокзала, то как бы переносишься на много лет назад и представляешь, что вот сейчас по рельсам неспешно покатится пыхтящий дымом паровоз. Но стоит повернуться к зданию спиной, как сразу возвращаешься в действительность: напротив вокзала целая лента современных витрин с яркими вывесками названий.

Вот мы и познакомились немного с биографией трех главных достопримечательностей Комсомольской площади — зданий трех вокзалов. Но прогуливаясь почти по идеальному территориальному прямоугольнику, встречаем еще пару объектов, заслуживающих внимания.

В разрезе последних событий, происходящих в мире, как-то даже неожиданно приятно увидеть памятник В. И. Ленину. Я не политик и не историк, но не понимаю, зачем крушить памятники личностей, которые чем-то выделялись на фоне масс и оставили в истории след своей деятельности. Плохой или хороший — об этом можно рассуждать, спорить. Но памятники-то причем? Поэтому, увидев на восточной стороне Ярославского вокзала в целости гранитную скульптуру вождя, руководившего мировым пролетариатом в смутные революционные времена, порадовалась, что хотя бы в нашей стране не у всех еще мозги съехали набекрень. А памятник стоит на этом месте аж с 1967 года. И запечатлел вождя, в «фирменной» его позе, скульптор Кибальников А. П.

Образ первого министра путей сообщения П. П. Мельникова запечатлен не только на общей скульптурной композиции, которую я показала на первом фото. Есть еще отдельный памятник, установленный посередине площади. За его спиной — одна из знаменитых московских высоток, гостиница Ленинградская.

Автором памятника является скульптор Салават Щербаков, а более чем четырех метровую фигуру знаковой личности в истории развития российских железных дорог, отлили на средства Министерства Путей Сообщения на заводе в подмосковном Жуковском.

Территорию вокруг памятника оформили в виде сквера в стиле XIX века. Но дух того времени отображен не во всем. Или решили, что на некоторые мелочи никто не обратит внимания? Неужели бы вам не бросилось в глаза, что рядом с копией старинного фонаря соседствует ультра современная урна?

А гранитные лавочки… Скажите, когда на них сидеть? В холода, когда камень охлаждается, промерзает — чтобы в раз угробить почки и мочеполовую систему? Или носить с собой пухлую подушку? А как на них присесть летом в солнечную погоду, когда камень раскалится, что банный булыжник? Это называется «для людей»?

В центре площадки-сквера установлен фонтан. С приходом тепла он всегда функционирует. Просто, на момент фотографирования теплые деньки еще не наступили.

В этом же сквере есть барельеф — карта железных дорог России.

На фото ниже — раннее московское утро, Комсомольская площадь начинает просыпаться.

На площади, помимо зданий трех вокзалов, демонстрирующих разные архитектурные стили, есть не менее красивые сооружения, также являющиеся уникальными историческими памятниками. Например, Центральный Дом Культуры Железнодорожников, построенный, как и Казанский вокзал, по проекту Щусева, в 1927 году. И в этом проекте архитектор не изменил своему стилю, благодаря которому все его сооружения похожи на волшебные замки. ЦДКЖ, как снаружи, так и внутри, выдержан в духе советского арт-деко — барельефы, орнаменты из белой лепнины, монументальные позолоченные люстры.

А по адресу Комсомольская площадь, дом 6 находится старейший знаменитый универмаг «Московский». От вокзалов его отделяют всего несколько минут пешего хода. Это первый магазин, в который несутся все прибывающие в столицу. Его проходимости могут позавидовать все промтоварные магазины Москвы. С года своего открытия — 1983-го — он всегда гудит, как улей. Сейчас он называется по-современному — «торговый центр» и на своих 25-ти тыс. кв. м объединяет множество магазинов с самым разным ассортиментом и большое количество сервисных точек. О. П. Гридасов и А. Г. Рочегов — архитекторы, авторы проекта — ассоциировали внешний облик здания с торговыми рядами, выдержав его в величественном и спокойном стиле классицизма.

В Москве есть станция метро «Комсомольская». Угадайте, где она находится? Ай, молодцы! Правильно — на Комсомольской площади. Подземные переходы соединяют между собой все три вокзала и на каждом из них есть выход на эту станцию метро.

Специалисты, изучающие аномальные зоны, утверждают, что на площади Трех Вокзалов особая энергетика. Именно поэтому здесь, как ни в каком другом месте города, такое скопление сомнительных личностей, которые только и ждут момента, чтобы наказать очередного зеваку, потерявшего бдительность.

31

Несколько столетий, из-за суеверий, здесь вообще ничего не строили. Однажды попытались по-соседству организовать разработку песчаных карьеров, но пришлось прекратить, т. к. рабочие покрылись язвами. В XIX веке здесь сгорел путевой дворец, который велел построить император Алексей Михайлович, чтобы останавливаться в нем во время переездов и путешествий. В 1812 году, на Артиллерийском дворе, находившемся здесь, по непонятной причине стали взрываться снаряды. Народ связывал все эти таинственные случаи с проклятием обиженного странника. Но некий антрепренер из Италии посмеялся над суеверным людом и на проклятом месте, с широким размахом, возвел театр. Восстанавливать из руин итальянцу приходилось его трижды, т. к. здание сгорало дотла.

Аномалии наблюдаются здесь и в наши дни. То на несколько часов происходит резкий временной скачок, то время замедляет свое течение. Периодически здесь исчезают люди. Парапсихологи дают этим чудесам свое объяснение. Мол, всему виной энергетические аномалии, порождаемые схождением в одну точку большого количества трамвайных путей, железных дорог, линий метро.

Вот сколько всего интересного собрала на себе и о себе площадь Трех вокзалов в Москве. И это еще не все. Рассказ можно продолжать. Но вы, уважаемые читатели, наверное уже устали впитывать информацию. Больше не стану вас задерживать и утомлять. Лучше, соберитесь как-нибудь и сами побывайте на Комсомольской площади. Теперь, обладая некоторыми знаниями, вы по-иному воспримите это место. Но все же бдительности не теряйте!

Понравилась статья? Поддержи автора!

Похожие публикации

Сообщения пользователей
Страница комментариев 1 из 0
Добавить сообщение

B i U
Добавить фотографии